авторские украшения

Ценным источником сведений о Сахалине этого периода являются сочинения знатока айнской культуры, известного путешественника и исследователя земель Эдзо Мацуура Такэсиро. В 1846 г. во время второй экспедиции в земли Эдзо сумел устроиться помощником врача Нисикава Сюнъан из Мацумаэ, находившегося в том году на службе на Сахалине. Ранее ему удалось зарегистрироваться в подушной переписи в Эсаси на Хоккайдо; благодаря своей природной коммуникабельности у него было много друзей в Мацумаэ и Хакодатэ. Один из них—земляк Ямада Сансэн, как и Мацуура, был выходцем из княжества Цу провинции Исэ и в 1839 г. прибыл в Мацумаэ в качестве наставника наследника князя авторские украшения. После этого он побывал на разных важных постах. В своем сочинении «Юхоку кибун» Мацуура провидчески писал, что в результате военного ослабления Цин Россия получит возможность построить порт в устье Амура и продвинется на Сахалин.
Итак, вместе с отрядом пограничной стражи из Мацумаэ, состоявшим из 23 чел., Мацуура весной 1846 г. отправляется на Сахалин. Свои путешествия по острову он описал в целом ряде произведений, в том числе в «Такэсиро урами никки», «Сайко Эдзо никки» и др. В сочинениях Мацуура интерес представляют описания не столько разных мест Сахалина, сколько взаимоотношений японцев с айнами. В то время на японских рыбалках на Сахалине трудились в основном айны, а японцы — подрядчики, переводчики, надзиратели ит. д. —приезжали на летний сезон с Хоккайдо. Пограничный дозор осуществлялся силами 20 чел., которые, разбившись на две группы, патрулировали побережье в летнее время. На зиму японцы на острове не оставались. Айны издалека приезжали на рыбалки и целыми семьями трудились за незначительное вознаграждение. Мацуура отмечает, что поселения айнов вдоль побережья опустели, в них остались только старики и дети, а все остальные переселились на японские рыбалки. Таким образом, только в Анивском заливе собралось более тысячи айнов, что составляло почти половину айнского населения острова. Если учесть также рыбалки западного побережья южнее Нотасана, то получится, что большая часть трудоспособного айнского населения во время путины собиралась на японских рыбалках. В Сирараоро Мацуура встретил айнского старейшину всего Сахалина по имени Нотэкарима. Мацуура отмечает, что «экаси» пользуется безусловным авторитетом среди соплеменников: «…все айны от Сирэ — токо на юге до земель орокко в Тарайке повинуются только одному его слову; ему беспрекословно следует более тысячи айнов… В его поселении находили убежище и защиту от японских надзирателей беглые айны».