Маска, я тебя знаю!

Многие из правил этикета являются общепринятыми для всего человечества. Так, при встрече мы здороваемся, а при расставании прощаемся, обещая друг другу скоро увидеться. Однако существуют и специфические обычаи, характерные для той или иной  культурной среда. Если во время беседы «положено» смотреть друг другу в глаза, то у некоторых аборигенов Австралии, наоборот, принято избегать прямого взгляда. Такое проявление генетической памяти может многое сказать о происхождении и мировоззрении вашего оппонента…


Когда личность перестает быть личностью?


В любой культуре возникают ситуации, когда маска может спасть. Чернокожие жители южных штатов знают «ненавидящий взгляд» белых, который бывает вызван лишь неприязнью к цвету кожи своего собеседника. Тот же самый взгляд, направленный на белого человека, может быть спровоцирован лишь совершенно недопустимым поступком того, на кого направлен этот «луч ненависти».


Культура поведения в южных штатах совершенно не допускает, чтобы «черный» посмотрел так на белого ни при каких обстоятельствах. Одной из причин, почему белый человек позволяет себе сбросить маску со своего лица, состоит в том, что, с точки зрения «белого» южанина, афроамериканец не личность, а человек, о мыслях и переживаниях которого не стоит задумываться.


Однако на Юге у «черных» жителей существуют свои тайные знаки. С помощью определенного движения глаза человек может сказать другому, что тот является его черным братом, хотя его кожа так светла, что он может вполне сойти за белого. Но другое движение глаза может предупредить черного, сообщив ему: «Я выдаю себя за белого».


В нашем обществе детей часто рассматривают как обезличенных существ. Аналогичным образом относятся и к слугам. Возможно, сознательно, а возможно, бессознательно мы считаем, что перед обслуживающим персоналом не следует носить маски. Мы не боимся задеть чувства «обезличенных» существ. Какие у них могут быть чувства, чтобы их можно было задеть?


Это отношение обычно расценивается как проявление классового подхода. Класс, находящийся наверху в обществе, ведет себя так по отношению к классу, находящемуся внизу. Так, мы не стараемся надеть маску на работе в присутствии своего подчиненного, дома – в присутствии своего слуги или своего ребенка. Снятие маски перед «обезличенным» существом часто не является демаскировкой.


В большинстве же случаев мы сохраняем наши маски на лице. Для этого существуют важные причины. Часто снимать маску опасно. Когда к нам на улице приближается нищий, то, если мы не хотим ему ничего подать, нам важно притвориться, что его здесь нет, и мы его не видим. Мы закрепляем нашу маску, отворачиваемся или спешим мимо. Если мы позволим себе снять маску и взглянуть на нищего как на личность, нам придется не только обратиться к нашей совести, но и открыться перед его просящим взглядом, умоляющими словами и его попытками привести нас в смущение.


То же самое можно сказать о случайных встречах. Мы не можем позволить себе растрачивать время на обмен словами и любезностями, по крайней мере, в городских условиях. Вокруг нас слишком много людей. В деревне или пригородных жилых кварталах дело обстоит по-другому. По этой причине там люди меньше прибегают к маскировке.


Кроме того, показывая свое подлинное лицо, мы открываем себя для малоприятных истолкований нашей натуры.


Доктор Эрвин Гоффман в своей книге «Поведение в общественном месте» хорошо раскрыл это обстоятельство на примере психиатрической лечебницы. Он описал одного пациента средних лет, который постоянно шагал по коридорам больницы, держа в руках сложенную газету и зонтик в чехле. На его лице было выражение человека, который опаздывает на деловое свидание. Для этого больного было чрезвычайно важно делать вид, будто он обычный бизнесмен, хотя он не обманывал никого, кроме самого себя.


В восточных странах маскировка может быть чисто физическим процессом. Обычай носить паранджу или чадру позволяет женщинам скрывать свои эмоции и защищать их от агрессии мужчин. В этих странах язык тела общепризнан и считается, что мужчина при малейшей провокации со стороны женщины постарается навязать ей половые отношения. Паранджа позволяет женщине скрывать часть лица и прятать любую невольную гримасу, которая может быть истолкована как поощрение мужчины.


Хорошо было жительницам Западной Европы в XVII веке: женщины высшего света скрывали свои эмоции под веерами и масками на палочках!