Второе налраление

Второе налраление садово-паркового искусства Китая сформировалось на берегах Янцзы и в южных провинциях, где долгое время находился экономический и культурный центр Китая. Характерной чертой этого садоустройства являлось создание миниатюрного сада на маленьких участках земли. Классическим примером могут служить сады в городах Сучжоу, Ханчжоу, Янчжоу (провинция Цзянсу), а также сад Юй-вань в Шанхае.
Общими для обоих направлений являются такие принципы:
• природа — основной образец для мастеров садово-паркового искусства;
• рельеф обрабатывается с большой тщательностью. Все элементы сооружаются настолько искусно, что воспринимаются как созданные самой природой. В Китае процветает особое ремесло каменщиков, которые специально занимаются отделкой садовых камней и выполнением «скальных» композиций;
• вода — важнейший элемент сада. Большая часть водного пространства озер и бассейнов занята водяными лилиями и лотосами. Непременные обитатели китайских водоемов — декоративные рыбы;
• китайские старинные сады насыщены разнообразными садовыми сооружениями, малыми архитектурными формами, выполненными из фарфора и бронзы в виде урн, фонарей, скульптур птиц и животных. Вокруг сада или внутри него часто устраивается крытая черепицей галерея, позволяющая любоваться видами при любой погоде;
• ассортимент насаждений в китайских садах очень разнообразен, и чем южнее расположен сад, тем богаче состав деревьев и кустарников. Особой любовью мастеров пользуются сосна, можжевельник, плакучая ива, бамбук, магнолия, декоративные персик и миндаль, древовидный пион калева.
Обладая тонким чувством восприятия природы, китайские мастера создавали удивительные ландшафты больших или малых садов, наполненные поэзией, красотой и величием самой природы.