профилометр tr100

Как известно, уже во времена Антония Великого в восточно-христианском мире сформировалось два основных типа пустынножительства: отшельнический и общежительный. Оба этих пути имели как очевидные преимущества, так и определенные духовные опасности. Неслучайно скоро зарождается третий тип — лавры, как средний путь между строгим отшельничеством и строгим общежитием. Внутренняя организация монашеской жизни в лаврах менялась в разные эпохи, что до сих пор, по мнению исследователей, не получило удовлетворительного объяснения в научной литературе. Действительно, ранневизантийская лавра Саввы Освященного, Великая Лавра Афанасия средневизантийского времени и лавры поздневизантийские во многом отличались друг от друга. В определенной степени это, видимо, было связано с историческим контекстом, в котором они формировались. В XI в., в условиях крайней неустроенности монашеского быта и постоянной внешней опасности, Афанасий организовал по сути киновию, хотя она и называлась лаврой. XIV-й век ставил иные задачи, наполнившие понятие «лавра» новым содержанием. В это время, в связи с распространением в восточно-христианском мире паламизма, «в странах Восточной Европы развернулось движение за так называемый идеоритм, т. е. официальную индивидуализацию монашеской жизни, которую киновия предоставить, конечно, не могла» и повсеместно происходила реорганизация киновий в лавры. Последние вполне отвечали духу нового времени: с одной стороны, они давали взаимную поддержку монашеству «в условиях дестабилизации и усиления в середине столетия атак на исихазм», а с другой — не препятствовали внутренней молитвенной сосредоточенности профилометр tr100. Само их расположение в уединенных, часто труднодоступных местах, идеоритмическая внутренняя организация как нельзя лучше располагали к исихастской практике «умного деланья». Широкое распространение лаврского уклада в то же время не исключало другие формы монашеских сообществ. Известно, что Григорий Палама сам время от времени жил в больших общежительных монастырях и даже критиковал «чрезмерный исихазм», особенно когда он вел к пренебрежению литургической жизнью.